ПОДРОСТОК В ИНТЕРНЕТЕ

40

Современное детство протекает в новых социальных условиях, в которых цифровизация, Интернет, компьютеры и различные мобильные устройства являются частью повседневной реальности. Интернет и онлайн-сервисы предоставляют и детям, и взрослым широкие возможности и ресурсы для развития. Так, мы можем общаться с людьми, которые находятся в другом регионе, учиться и удовлетворять потребность в познании, самореализовываться и презентовать себя в Сети.
Но, как показывает практика и ежедневный опыт, онлайн-пространство включает в себя также различные риски: например, кибербуллинг, деструктивный контент, радикально и/или экстремистски ориентированные группы, интернет-мошенничество, жертвами которого становятся и взрослые, и дети, секстинг и онлайн-груминг и т.д.
Интернет стал своего рода площадкой для формирования и реализации различных видов девиантного онлайн-поведения, средой вовлечения в антисоциальную и криминальную активность. Все это требует повышения психолого-педагогических компетенций в области киберпсихологии, киберсоциализации, девиантологии и юридической психологии, оценки рисков и профилактики отклоняющегося онлайн-поведения у специалистов различного профиля, работающих с несовершеннолетними.
Родители, специалисты по работе с подростками, руководители подростковых центров, сотрудники других учреждений системы профилактики — это одна большая команда, которая может консолидировать усилия, создать ресурсные условия для развития несовершеннолетних, а также условия, при которых ребенок, подросток, юноша или девушка могут обрести возможности, позволяющие справляться с различными трудными ситуациями, противостоять рискам. Это возможно осуществить, если специалисты имеют
единое поле понимания, ценностей, идей, принципов оказания помощи.

Дети и подростки в Интернете: что говорит статистика?
В марте 2020 года в рамках отраслевого доклада «Детский Рунет-2019» приводились следующие данные: 26 миллионов человек посещают сайты c детским контентом. На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, потребителей детского контента — 45 миллионов человек. Включая детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, совокупная аудитория детского Рунета — 59,3 миллионов человек. Однако пандемия COVID-19, период самоизоляции и дистанционного обучения существенно изменили данную картину, поскольку использование сети Интернет, сервисов онлайн-образования, компьютеров, различных мобильных устройств стало необходимостью.
Данные исследования «Лаборатории Касперского» от 2022 года
• Среди детей, которым сейчас 7-10 лет, большинство (77%) познакомились с мобильными устройствами (смартфонами или планшетами) до школы (дети впервые начинают использовать смартфон в 5-7 лет).
• В других возрастных группах ситуация несколько иная: среди детей, которым сейчас 11-14 лет, до школы с мобильными устройствами были знакомы 46%, для 15-18 лет этот показатель составляет 29%.
• У подавляющего числа (88%) школьников начальных классов есть собственный телефон или планшет.
• Среди старшеклассников практически у каждого есть свое мобильное устройство или компьютер. Если дошкольники и младшие школьники только познают цифровой мир, то, начиная со средней школы, значительная часть детей проводит в мобильных устройствах уже практически все свободное время.
• Ограничивают время, которое дети проводят в Сети, больше половины родителей (60% в целом). Однако эта доля существенно зависит от возраста ребенка.
• Детям до 10 лет ограничивают онлайн-доступ по времени более 80% родителей, школьникам 11-14 лет — уже 62%, старше — только 36%.
• По ответам родителей количество времени, проводимого детьми онлайн, практически не отличается от времени, которое они уделяют мобильным устройствам в целом, т.е. дети практически все время, которое проводят с ними, находятся в Сети.
Если рассматривать всех детей, то основными функциями Интернета, компьютеров и мобильных устройств являются игра, общение и получение развлекательного контента. Учеба только на пятом месте. Чаще всего Интернет и мобильные устройства дети используют для развлечения и общения.

В данных методических рекомендациях вы найдете информацию о том, что такое девиантное (отклоняющееся) офлайн- и онлайн-поведение, каковы его виды, как может быть выстроена профилактическая работа с подростками и управление трудными случаями на основе оценки рисков и потребностей. Кроме того, рекомендации включают в себя терминологический словарь, ссылки на нормативно-правовую базу в контексте информационной безопасности и профилактики социальных рисков в сети Интернет, полезные для специалистов ресурсы в сети Интернет.⇓

Интернет-зависимость: клинико-диагностические маркеры и подходы к терапии УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПОДРОСТОК В ИНТЕРНЕТЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ В РАМКАХ СЕТИ ПОДРОСТКОВЫХ ЦЕНТРОВ 
«ПОДРОСТКИ РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике интернет-зависимости среди детей и молодежи